Иконописная мастерская

1115 of 15 items

Иконописная мастерская

Наша иконописная мастерская выполняет на заказ письмо икон в византийском и древнерусском стиле XIV-XVI веков, письмо иконостасов, аналойных икон, а также изготовление плащаниц, семейных, именных, мерных икон.

В работе используются: сусальное золото, минеральные красители, золочение на ассист (состав, употребляемый под золото), резьба по левкасу. Выполняется письмо икон яичной темперой в технике плави. Также выполняем заказы икон в масляной живописи по оговоренному образцу.

Сделать заказ можно через контактную форму СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Техника письма

Иконописание византийского стиля более других родов живописи приближается к предназначению соответствующему видам Святой Церкви (архиепископ Анатолий Мартыновский 1793-1872 г. был также иконописцем). 

Техника письма икон Византийского стиля заключается в нанесении красочного слоя (на одеждах – роскрыши, ликах – просанкирование) сплошными пятнами, вприплеску, то есть нанесение жидкого красочного слоя яичной темперой на горизонтальную поверхность доски. 

Это очень характерная подробность, что в иконописи невозможен мазок, невозможна лессировка, как не бывает полутонов и теней (как в масляной, акриловой и другой живописи): реальность образа возникает степенями бытия, но не складывается из частей, не образуется прикладыванием куска к куску или качества к качеству. Тут глубочайшая противоположность масляной живописи, где изображения образуются и прорабатываются по частям. 

В наше время смягчение красочных переходов достигается тонкой белильной штриховкой, начинает присутствовать мазок (так называемая «сухая кисть»). Однако по характеру своему этот прием исключается духом иконописной техники, а необходимость мазка показывает неумелость мастера дать правильную плавку («Философия русского религиозного искусства» Священник Павел (Флоренский) известный богослов и религиозный философ). 

 Изучение стилевых особенностей живописи XV в. необходимо художнику для того, чтобы идти по пути развития этих особенностей согласно своим индивидуальным склонностям. Весь процесс работы над иконой должен быть тщательно изучен в его традиционной последовательности.

Следует принять во внимание, что, описывая приемы письма, не все можно выразить словами. При составлении тонов очень многое зависит от густоты красок и от пропорции в каждом тоне: чем гуще краска, тем суше плавь. Мазки становятся более заметными, письмо становится дробным. Чем более плавное (жидкое), ровное наложение краски, тем красочные слои становятся воздушнее и прозрачнее. Особенно это заметно на написании ликов. Чем тоньше плавь, тем звонче свечение красочных слоев – лик начинает светиться, пропуская все послойные наложения плавей.

Это более кропотливая техника письма, требующая большего времени и усилий. Добиться точной передачи цвета и тона можно только практически экспериментируя годами. В нашей мастерской, за более, чем двадцатилетний опыт работы, выработался навык тонкой прозрачной плавки красочных слоев московской школы иконописи.

Важное правило написание иконы – это не инструменты и материалы (кисти, пигменты, золото), это не рабочее место. Главное и незаменимое правило написания иконы – это молитва.

Работа над каждой конкретной иконой складывается из двух составляющих: видимой (осязаемой), практической и невидимой (духовной). К первой можно отнести знания и умения относительно технологии (подготовка доски, приготовление красок, золочение, покрытие лаком или олифой), техникой письма (умение владеть краской-желтковая темпера, используемая в станковой иконописи краска весьма своеобразная, сочетающая в себе прозрачность и возможность пастозного нанесения), знания языка символов, которыми оперирует православная икона, знания стилистических особенностей разных эпох и школ, (раннехристианское искусства, многоступенчатая история Византийской живописи, искусство Балканских стран и Древней Руси). Всё это область весьма обширная и чрезвычайно интересная. Особое внимание к церковному искусству возникшее в конце 19 -го и в начале 20-го веков, связанное с переосмыслением значения как Византийской культуры, так и древнерусской продолжающееся сейчас дает большой объём информации. Отечественные искусствоведы, занимавшиеся иконой и церковным искусством в тяжелое для этих исследований атеистическое время, и византисты западных стран в один голос говорят о величии, значительности и особенности христианского искусства. Во время, когда каноническая живопись недооценивалась в кругу самих верующих христиан, когда предпочтение отдавалось секуляризированным (светским) образам, картинам (авторским) на сюжеты Священного Писания, многие художники и искусствоведы обратили свой взор к древней церковной живописи, увидев в ней кроме подлинности отраженных в ней мистических переживаний, особый весьма яркий художественный язык, особого рода эффектные стилизации, как в написании ликов, так и в написании окружения: одежд, архитектуры, пространства. Особый колорит темперных икон поразил Анри Матисса, французского художника-импрессиониста, приехавшего в Москву в начале 20 века и посетившего выставку старинных икон.

 

Вторая составляющая в работе над иконой это – жизнь души художника. Молитвенная связь со святым, степень чистоты жизни иконописца непосредственно влияют на «качество» изображения. Можно сказать, что иконописание есть некий стимул и стержень духовного совершенствования человека.. «Успешность» работы над иконой, легкость и радость – бывают тогда, когда человек следит за собой – и воздерживается от греховных действий (обид, злости на людей, гнева, зависти и прочих человеконенавистнических тенденций). В моменты же, когда совесть отягощены грехами, работа над иконой затрудняется или может вовсе остановиться. Часто посрамляется самонадеянность и гордость – думаешь – «образец хороший, без утрат, все видно – напишу без труда» — а потом получается не так хорошо, как думалось в начале. А бывает, смиренно начав работу, постоянно прося помощи у Бога, не надеясь на свое мастерство, выходит «хорошая» икона.

Баланс и соотношение этих двух составляющих и характеризуют современных иконописцев. Ни художник – академист, со знаниями азов иконописи, без истинной духовной жизни, без постижения глубин и тайн Православия, ни верующий человек без художественных навыков и образования не могут быть иконописцами. В настоящее время мы трудимся в мастерской при Воскресной школе Свято-Александро-Невского храма. Пишем иконы для нашего храма, а так же выполняем заказы для других храмов Харьковской епархии.





От Пасхи до Вознесения

Опубликовал Nevsky
M1030017

"От Пасхи до Вознесения" — под таким названием 15 мая прошел детский праздник, посвященный самому светлому и радостному дню для каждого христианина — Светлому Христову Воскресению. Традиционно, Пасхальным утренником закончился очередной учебный год в нашей Воскресной школе. Учащиеся поздравили всех присутствующих женщин с праздником святых жен-мироносиц и порадовали своих родных, прихожан и гостей нашего храма [...]

Празднование Масленицы + сюжет Харьковских известий + ВИДЕО

Опубликовал Nevsky
IMG_1892

6 февраля прихожане и гости нашего храма отметили веселый праздник Масленицы. Учащиеся Воскресной школы подготовили для гостей праздника маленький концерт. Деток и их родителей радовали своим выступлением и конкурсами веселые аниматоры ЧП "ИРИСКА". Особый восторг у детей и взрослых вызвали разноцветные голуби, которые не боясь, садились прямо на людей. А самые маленькие участники нашего праздника [...]

Рождественский детский праздник (ДОБАВЛЕНО ВИДЕО)

Опубликовал Nevsky
IMG_1715

   Вот и закончился Рождественский пост и православные встретили этот светлый и радостный праздник Рождества Христова! 10 января в Свято-Александро-Невском храме, в воскресный день,последний день школьных каникул, учащиеся воскресной школы, их родители, прихожане и гости нашего храма приняли участие в праздновании Рождества Христова! На празднике выступили учащиеся Воскресной школы с Рождественскими песнопениями и праздничными постановками. [...]

Звучите песни до Небес + ВИДЕО

Опубликовал Nevsky
IMG_9376_cut

 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!    Вот и подошел к концу еще один учебный год в Воскресной школе при Свято-Александро-Невском храме. По традиции, он завершился Пасхальным концертом, в котором приняли участие учащиеся Воскресной школы и гости праздника.     В начале праздника настоятель храма прот.Петр Козачков поздравил всех православных женщин с Днем жен-мироносиц, а учеников — с окончанием учебного [...]

На встречу Пасхе

Опубликовал Nevsky
IMG_2604

1 марта 2015 года у детей Воскресной школы состоялось первое занятие по Писанкарству. Занятия проводит Кравченко Наталья Дмитриевна, президент Харьковского городского клуба Писанкарства. В творческом процессе принимали участие как дети, так и их родители. Посмотрите, какая красота у них получилась. По традиции, первые свои писанки дети забрали домой. На Пасху дети украсили храм своими писанками