https://nevsky.kharkiv.org

Иконописная мастерская

2130 of 45 items

Иконописная мастерская

Наша иконописная мастерская выполняет на заказ письмо икон в византийском и древнерусском стиле XIV-XVI веков, письмо иконостасов, аналойных икон, а также изготовление плащаниц, семейных, именных, мерных икон.

В работе используются: сусальное золото, минеральные красители, золочение на ассист (состав, употребляемый под золото), резьба по левкасу. Выполняется письмо икон яичной темперой в технике плави. Также выполняем заказы икон в масляной живописи по оговоренному образцу.

Сделать заказ можно по телефонам 096-291-80-36; 050-967-54-58.

Техника письма

Иконописание византийского стиля более других родов живописи приближается к предназначению соответствующему видам Святой Церкви (архиепископ Анатолий Мартыновский 1793-1872 г. был также иконописцем). 

Техника письма икон Византийского стиля заключается в нанесении красочного слоя (на одеждах – роскрыши, ликах – просанкирование) сплошными пятнами, вприплеску, то есть нанесение жидкого красочного слоя яичной темперой на горизонтальную поверхность доски. 

Это очень характерная подробность, что в иконописи невозможен мазок, невозможна лессировка, как не бывает полутонов и теней (как в масляной, акриловой и другой живописи): реальность образа возникает степенями бытия, но не складывается из частей, не образуется прикладыванием куска к куску или качества к качеству. Тут глубочайшая противоположность масляной живописи, где изображения образуются и прорабатываются по частям. 

В наше время смягчение красочных переходов достигается тонкой белильной штриховкой, начинает присутствовать мазок (так называемая «сухая кисть»). Однако по характеру своему этот прием исключается духом иконописной техники, а необходимость мазка показывает неумелость мастера дать правильную плавку («Философия русского религиозного искусства» Священник Павел (Флоренский) известный богослов и религиозный философ). 

 Изучение стилевых особенностей живописи XV в. необходимо художнику для того, чтобы идти по пути развития этих особенностей согласно своим индивидуальным склонностям. Весь процесс работы над иконой должен быть тщательно изучен в его традиционной последовательности.

Следует принять во внимание, что, описывая приемы письма, не все можно выразить словами. При составлении тонов очень многое зависит от густоты красок и от пропорции в каждом тоне: чем гуще краска, тем суше плавь. Мазки становятся более заметными, письмо становится дробным. Чем более плавное (жидкое), ровное наложение краски, тем красочные слои становятся воздушнее и прозрачнее. Особенно это заметно на написании ликов. Чем тоньше плавь, тем звонче свечение красочных слоев – лик начинает светиться, пропуская все послойные наложения плавей.

Это более кропотливая техника письма, требующая большего времени и усилий. Добиться точной передачи цвета и тона можно только практически экспериментируя годами. В нашей мастерской, за более, чем двадцатилетний опыт работы, выработался навык тонкой прозрачной плавки красочных слоев московской школы иконописи.

Важное правило написание иконы – это не инструменты и материалы (кисти, пигменты, золото), это не рабочее место. Главное и незаменимое правило написания иконы – это молитва.

Работа над каждой конкретной иконой складывается из двух составляющих: видимой (осязаемой), практической и невидимой (духовной). К первой можно отнести знания и умения относительно технологии (подготовка доски, приготовление красок, золочение, покрытие лаком или олифой), техникой письма (умение владеть краской-желтковая темпера, используемая в станковой иконописи краска весьма своеобразная, сочетающая в себе прозрачность и возможность пастозного нанесения), знания языка символов, которыми оперирует православная икона, знания стилистических особенностей разных эпох и школ, (раннехристианское искусства, многоступенчатая история Византийской живописи, искусство Балканских стран и Древней Руси). Всё это область весьма обширная и чрезвычайно интересная. Особое внимание к церковному искусству возникшее в конце 19 -го и в начале 20-го веков, связанное с переосмыслением значения как Византийской культуры, так и древнерусской продолжающееся сейчас дает большой объём информации. Отечественные искусствоведы, занимавшиеся иконой и церковным искусством в тяжелое для этих исследований атеистическое время, и византисты западных стран в один голос говорят о величии, значительности и особенности христианского искусства. Во время, когда каноническая живопись недооценивалась в кругу самих верующих христиан, когда предпочтение отдавалось секуляризированным (светским) образам, картинам (авторским) на сюжеты Священного Писания, многие художники и искусствоведы обратили свой взор к древней церковной живописи, увидев в ней кроме подлинности отраженных в ней мистических переживаний, особый весьма яркий художественный язык, особого рода эффектные стилизации, как в написании ликов, так и в написании окружения: одежд, архитектуры, пространства. Особый колорит темперных икон поразил Анри Матисса, французского художника-импрессиониста, приехавшего в Москву в начале 20 века и посетившего выставку старинных икон.

 

Вторая составляющая в работе над иконой это – жизнь души художника. Молитвенная связь со святым, степень чистоты жизни иконописца непосредственно влияют на «качество» изображения. Можно сказать, что иконописание есть некий стимул и стержень духовного совершенствования человека.. «Успешность» работы над иконой, легкость и радость – бывают тогда, когда человек следит за собой – и воздерживается от греховных действий (обид, злости на людей, гнева, зависти и прочих человеконенавистнических тенденций). В моменты же, когда совесть отягощены грехами, работа над иконой затрудняется или может вовсе остановиться. Часто посрамляется самонадеянность и гордость – думаешь – «образец хороший, без утрат, все видно – напишу без труда» — а потом получается не так хорошо, как думалось в начале. А бывает, смиренно начав работу, постоянно прося помощи у Бога, не надеясь на свое мастерство, выходит «хорошая» икона.

Баланс и соотношение этих двух составляющих и характеризуют современных иконописцев. Ни художник – академист, со знаниями азов иконописи, без истинной духовной жизни, без постижения глубин и тайн Православия, ни верующий человек без художественных навыков и образования не могут быть иконописцами. В настоящее время мы трудимся в мастерской при Воскресной школе Свято-Александро-Невского храма. Пишем иконы для нашего храма, а так же выполняем заказы для других храмов Харьковской епархии.





В день престольного праздника митрополит Онуфрий совершил Литургию в Александро–Невском храме города Харькова

Опубликовал Nevsky
27622

6 декабря 2019 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, Высокопреосвященнейший Онуфрий, митрополит Харьковский и Богодуховский совершил праздничную Божественную литургию в Свято-Александро-Невском храме города Харькова. За богослужением была вознесена сугубая молитва о мире в Украине и о единстве Православия во всем мире. По заамвонной молитве митрополит Онуфрий и священнослужители совершили молебное пение [...]

Престольный праздник

Опубликовал Nevsky
20190912_104105

   12 сентября 2019 г. в нашем храме прошло празднование перенесения мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира на Клязьме в Петербург. Во время торжественной службы возносили молитвы о мире и благоденствии в Украине. После службы для всех прихожан и гостей праздника благотворительный фонд Александра Доровского приготовил праздничную трапезу.  

Молебен на начало учебного года

Опубликовал Nevsky
20190901_102655

  Сегодня, 1 сентября,  в нашем храме был отслужен Молебен на начало учебного года. На молебен пришли дошкольники, школьники, их родители, студенты, преподаватели учебных заведений. В конце молебна настоятель храма, прот. Петр Козачков поздравил всех с новым учебным годом и благословил на учебу.       Родители, желающие подать заявление на обучение своих чад Закону Божиему, [...]

Крестный ход в День памяти новомучеников и исповедников Слобожанских

Опубликовал Nevsky
20190601_104918

1 июня 2019 года, в день памяти новомучеников и исповедников Слобожанского края, день тезоименитства митрополита Харьковского и Богодуховского Онуфрия в Свято-Благовещенском кафедральном соборе города Харькова была совершена праздничная Божественная литургия. Божественную литургию совершили: Высокопреосвященнейший митрополит Харьковский и Богодуховский Онуфрий, Высокопреосвященнейший архиепископ Городницкий Александр, викарий Киевской Митрополии, духовенство Харьковской и других епархий.  На богослужение были приглашены [...]

Праздник Масленицы

Опубликовал Nevsky
M1430007

3 марта прихожане и гости нашего храма отметили начало Масляной Недели, а по-народному — Масленицы! Перед гостям выступили учащиеся Воскресной школы. Дальше праздник продолжили веселые аниматоры. Во время праздника проводились веселые конкурсы с призами. Все участники конкурса "ЛУЧШИЙ БЛИН" получили подарки. По окончании праздника все смогли отведать вкусный кулеш, приготовленный Благотворительным фондом Александра Доровского, травяной чай, пирожки, [...]

Крещенская вода: мифы и суеверия

Опубликовал Nevsky

Крещение Господне – один из немногих, поистине всенародных церковных праздников, наряду с Рождеством и Воскресением Христовым. Это время, когда количество православных христиан в храмах увеличивается в десятки, а, может, и сотни раз. В «поход» за святой водой отправляются даже те, кого обычно в храм волоком не затащишь. И их не останавливают ни многометровые очереди, ни [...]

Рождественский праздник в Воскресной школе (ВИДЕО)

Опубликовал Nevsky
IMG-6b0a3b5b20e8988895e6abb8024efa2f-V

    ХРИСТОС РОДИЛСЯ! СЛАВИМ ЕГО!          13 января в актовом зале Воскресной школы нашего храма прошел детский Рождественский праздник. На празднике выступали все учащиеся нашей Воскресной школы. Ребята смогли показать свои таланты: играли на скрипке, пели колядки, читали стихи, учавствовали в театральной постановке, радовали зрителей танцами.        Настоятель храма, протоиерей Петр [...]

С ЮБИЛЕЕМ!!! ДОРОГОЙ НАШ НАСТОЯТЕЛЬ!!! (видео)

Опубликовал Nevsky

30 декабря, накануне Юбилея настоятеля Свято-Александро-Невского храма города Харькова, протоиерея Петра Козачкова, Высокопреосвященнейший Онуфрий, митрополит Харьковский и Богодуховский совершил праздничную Божественную литургию. По окончании Литургии он поздравил настоятеля храма с Юбилеем и по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, вручил орден Великомученника Георгия Победоносца. "АКСИОС! АКСИОС! АКСИОС!" — звучало по всему храму.     

День памяти Собора святых Слободского края

Опубликовал Nevsky
23552

1 июня 2018 года, в день памяти Собора святых Слободского края, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил Божественную литургию в Свято-Благовещенском кафедральном соборе Харькова. Его Блаженству сослужили управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, митрополит Николаевский и Очаковский Питирим, митрополит Харьковский и Богодуховский Онуфрий, митрополит Полтавский и [...]