https://nevsky.kharkiv.org

Иконописная мастерская

110 of 46 items

Иконописная мастерская

Наша иконописная мастерская выполняет на заказ письмо икон в византийском и древнерусском стиле XIV-XVI веков, письмо иконостасов, аналойных икон, а также изготовление плащаниц, семейных, именных, мерных икон.

В работе используются: сусальное золото, минеральные красители, золочение на ассист (состав, употребляемый под золото), резьба по левкасу. Выполняется письмо икон яичной темперой в технике плави. Также выполняем заказы икон в масляной живописи по оговоренному образцу.

Сделать заказ можно по телефонам 096-291-80-36; 050-967-54-58.

Техника письма

Иконописание византийского стиля более других родов живописи приближается к предназначению соответствующему видам Святой Церкви (архиепископ Анатолий Мартыновский 1793-1872 г. был также иконописцем). 

Техника письма икон Византийского стиля заключается в нанесении красочного слоя (на одеждах – роскрыши, ликах – просанкирование) сплошными пятнами, вприплеску, то есть нанесение жидкого красочного слоя яичной темперой на горизонтальную поверхность доски. 

Это очень характерная подробность, что в иконописи невозможен мазок, невозможна лессировка, как не бывает полутонов и теней (как в масляной, акриловой и другой живописи): реальность образа возникает степенями бытия, но не складывается из частей, не образуется прикладыванием куска к куску или качества к качеству. Тут глубочайшая противоположность масляной живописи, где изображения образуются и прорабатываются по частям. 

В наше время смягчение красочных переходов достигается тонкой белильной штриховкой, начинает присутствовать мазок (так называемая «сухая кисть»). Однако по характеру своему этот прием исключается духом иконописной техники, а необходимость мазка показывает неумелость мастера дать правильную плавку («Философия русского религиозного искусства» Священник Павел (Флоренский) известный богослов и религиозный философ). 

 Изучение стилевых особенностей живописи XV в. необходимо художнику для того, чтобы идти по пути развития этих особенностей согласно своим индивидуальным склонностям. Весь процесс работы над иконой должен быть тщательно изучен в его традиционной последовательности.

Следует принять во внимание, что, описывая приемы письма, не все можно выразить словами. При составлении тонов очень многое зависит от густоты красок и от пропорции в каждом тоне: чем гуще краска, тем суше плавь. Мазки становятся более заметными, письмо становится дробным. Чем более плавное (жидкое), ровное наложение краски, тем красочные слои становятся воздушнее и прозрачнее. Особенно это заметно на написании ликов. Чем тоньше плавь, тем звонче свечение красочных слоев – лик начинает светиться, пропуская все послойные наложения плавей.

Это более кропотливая техника письма, требующая большего времени и усилий. Добиться точной передачи цвета и тона можно только практически экспериментируя годами. В нашей мастерской, за более, чем двадцатилетний опыт работы, выработался навык тонкой прозрачной плавки красочных слоев московской школы иконописи.

Важное правило написание иконы – это не инструменты и материалы (кисти, пигменты, золото), это не рабочее место. Главное и незаменимое правило написания иконы – это молитва.

Работа над каждой конкретной иконой складывается из двух составляющих: видимой (осязаемой), практической и невидимой (духовной). К первой можно отнести знания и умения относительно технологии (подготовка доски, приготовление красок, золочение, покрытие лаком или олифой), техникой письма (умение владеть краской-желтковая темпера, используемая в станковой иконописи краска весьма своеобразная, сочетающая в себе прозрачность и возможность пастозного нанесения), знания языка символов, которыми оперирует православная икона, знания стилистических особенностей разных эпох и школ, (раннехристианское искусства, многоступенчатая история Византийской живописи, искусство Балканских стран и Древней Руси). Всё это область весьма обширная и чрезвычайно интересная. Особое внимание к церковному искусству возникшее в конце 19 -го и в начале 20-го веков, связанное с переосмыслением значения как Византийской культуры, так и древнерусской продолжающееся сейчас дает большой объём информации. Отечественные искусствоведы, занимавшиеся иконой и церковным искусством в тяжелое для этих исследований атеистическое время, и византисты западных стран в один голос говорят о величии, значительности и особенности христианского искусства. Во время, когда каноническая живопись недооценивалась в кругу самих верующих христиан, когда предпочтение отдавалось секуляризированным (светским) образам, картинам (авторским) на сюжеты Священного Писания, многие художники и искусствоведы обратили свой взор к древней церковной живописи, увидев в ней кроме подлинности отраженных в ней мистических переживаний, особый весьма яркий художественный язык, особого рода эффектные стилизации, как в написании ликов, так и в написании окружения: одежд, архитектуры, пространства. Особый колорит темперных икон поразил Анри Матисса, французского художника-импрессиониста, приехавшего в Москву в начале 20 века и посетившего выставку старинных икон.

 

Вторая составляющая в работе над иконой это – жизнь души художника. Молитвенная связь со святым, степень чистоты жизни иконописца непосредственно влияют на «качество» изображения. Можно сказать, что иконописание есть некий стимул и стержень духовного совершенствования человека.. «Успешность» работы над иконой, легкость и радость – бывают тогда, когда человек следит за собой – и воздерживается от греховных действий (обид, злости на людей, гнева, зависти и прочих человеконенавистнических тенденций). В моменты же, когда совесть отягощены грехами, работа над иконой затрудняется или может вовсе остановиться. Часто посрамляется самонадеянность и гордость – думаешь – «образец хороший, без утрат, все видно – напишу без труда» — а потом получается не так хорошо, как думалось в начале. А бывает, смиренно начав работу, постоянно прося помощи у Бога, не надеясь на свое мастерство, выходит «хорошая» икона.

Баланс и соотношение этих двух составляющих и характеризуют современных иконописцев. Ни художник – академист, со знаниями азов иконописи, без истинной духовной жизни, без постижения глубин и тайн Православия, ни верующий человек без художественных навыков и образования не могут быть иконописцами. В настоящее время мы трудимся в мастерской при Воскресной школе Свято-Александро-Невского храма. Пишем иконы для нашего храма, а так же выполняем заказы для других храмов Харьковской епархии.





Пасхальный праздник в Воскресной школе

Опубликовал Nevsky
MAX_0550-1

Христос Воскресе! Вот и подошел к концу еще один учебный год в нашей Воскресной школе. Год этот был непростым, тревожным, как для детей, так и их родителей. Но радость Светлого Христова Воскресения помогает нам хоть на немного забыть о всех печалях и тревогах, в которых сейчас живет наш любимый Харьков.  По нашей давней традиции, учебный [...]

У Неділю 30-ту після П’ятидесятниці митрополит Онуфрій звершив Літургію у храмі на честь благовірного князя Олександра Невського

Опубликовал Nevsky
38949

31 грудня 2023 року, у Неділю 30-ту після П’ятидесятниці, Високопреосвященніший Онуфрій, митрополит Харківський і Богодухівський звершив Божественну літургію звершив недільну Божественну літургію у храмі на честь святого благовірного князя Олександра Невського міста Харкова. На сугубій єктенії Правлячий архіпастир підніс молитву за мир в Україні. За Божественною літургією митрополит Онуфрій звершив хіротонію у диякона вихованця Харківської [...]

В день престольного свята митрополит Онуфрій звершив Літургію у храмі на честь святого благовірного князя Олександра Невського

Опубликовал Nevsky
38794

6 грудня 2023 року, у середу седмиці 27-ї після П’ятидесятниці, день пам'яті святого благовірного князя Олександра Невського Високопреосвященніший Онуфрій, митрополит Харківський і Богодухівський звершив святкову Божественну літургію на честь престольного свята у Свято-Олександро-Невському храмі міста Харкова. На сугубій єктенії Правлячий архіпастир підніс молитву за мир в Україні. Проповідь на тему свята розповів клірик храму святого [...]

Митрополит Онуфрий возглавил Литургию в Александро–Невском храме

Опубликовал Nevsky
35963

6 декабря 2022 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского и 115-летия со дня освящения Свято-Александро-Невского храма, митрополит Харьковский и Богодуховский Онуфрий в сослужении с епископом Изюмским и Купянским Иоанном совершили праздничную Божественную литургию в Свято-Александро-Невском храме города Харькова. На сугубой ектении возносились молитвы о мире на украинской земле и избавлении от врага. [...]

Перенесение мощей благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия

Опубликовал Nevsky
20220912_102749 (Копировать)

"Радуйся, святый благоверный великий княже Александре!"  С такой духовной радостью прошел Престольный праздник в Свято-Александро-Невском храме. Во время торжественной службы возносились молитвы о мире и благоденствии в Украине. Перед началом Божественной Литургии был отслужен водосвятный молебен с акафистом св.блг.кн. Александру Невскому. После Литургии священство и миряне совершили торжественое обхождение вокруг храма с пением праздничных песнопений и [...]

О Сретенских свечах

Опубликовал Nevsky
сретение

15 февраля на праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа, в храме перед началом Божественной литургии совершается чин освящения свечей. СВЕЧА, КУПЛЕННАЯ В ХРАМЕ (или в церковной лавке при храме) – ЭТО ВАША МАЛАЯ ЖЕРТВА БОГУ. Огонь СВЕЧИ —  это огонь нашей веры. В состав любой Церковной Свечи обязательно входит: ЕЛЕЙ — символизирующий Божественную милость к [...]

Правящий архипастырь поздравил детей с Рождеством Христовым

Опубликовал Nevsky
Правящий архипастырь поздравил детей с Рождеством Христовым-1

8 января 2022 года, в Духовно-просветительском центре "Фома", Высокопреосвященнейший Онуфрий, митрополит Харьковский и Богодуховский, поздравил с Рождеством Христовым детей из малообеспеченных семей, детей с ограниченными физическими возможностями, воспитанников воскресных школ. Особо потрудившимся в организации праздника митрополит Онуфрий вручил благословенные грамоты, а детям сладкие подарки. Учащиеся нашей Воскресной школы так же приняли участие в Рождественской выставке [...]

Многая и благая лета!

Опубликовал Nevsky
Блаженнейший митр.Онуфрий и прот.Петр Козачков

31 декабря клирики и прихожане храма поздравили с Днем рождения нашего настоятеля, протоиерея Петра Козачкова.  Желаем Вам добра, тепла, любви и радости. Мира, благодати, счастья и здоровья. Пусть Бог ведёт Вас праведной тропой.  Желаем многих лет безгрешного и славного жития. Чтобы в храме всегда было людно, а молитвы всегда достигали небес. Пусть вера не покидает сердце, а счастье будет искренним. Благодаим Вас за то, что не оставляете нас без [...]

В день престольного праздника митрополит Онуфрий совершил Литургию в Александро–Невском храме города Харькова

Опубликовал Nevsky
Святой благоверный великий князь Александр Невский

6 декабря 2021 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, Высокопреосвященнейший Онуфрий, митрополит Харьковский и Богодуховский совершил праздничную Божественную литургию в Свято-Александро-Невском храме города Харькова. После Причастия Святых Христовых Таин владыка Онуфрий со священнослужителями города Харькова совершил молебное пение и вознес молитву к святому благоверному князю Александру. В завершение богослужения Высокопреосвященнейший Владыка [...]