Каникулы на Соловках

Соловецкая ты свет моя дороженька, Будто золотом ты посеяна И серебром пересыпана, И дорогим камешком кладена. По соловецкой-то дороженьке течет речка медвяная, бережка то сахарные. По левую сторонушку тут березки стоят кружнявые, Они шелком переиваны и цветами-те все усажены. Да еще по той по дорожке стоят липеньки-то зеленые, А они золотом-то поиваны, цветами-те все усажены. Да еще по той по дороженьке, да по левую-то сторону стоят елки зеленые да кружнявые: Они серебром переиваны да дорогим каменьем-то устланы. Как по правую-то сторонушку стоят кресты да все золоченые.

Вот и закончился учебный год не только в общеобразовательных школах, но и в воскресной школе при Александро-Невском храме. Преподаватели, дети и родители подвели итоги успеваемости: написали контрольные работы, тесты, сдали экзамены, провели обобщающие уроки-утренники. Все остались довольны результатами своих трудов, а трудились все на славу. Настоятель Александро-Невского храма отец Пётр и руководитель воскресной школы матушка Светлана пообещали лучшим ученикам бесплатную поездку на Соловецкие острова. Как же было не стараться?

И вот назначен день отъезда – 31 мая. Все с нетерпением ждали 1600- времени отправления автобуса в паломническую поездку. И вот наступил долгожданный день. 31 мая в 1500 настоятель храма отец Пётр отслужил молебен в путешествие и дети Воскресной школы, в сопровождении матушки Светланы и родителей отправились в путь.

А путь предстоял долгий. Сначала мы заехали в Москву, Хутынь, Новгород, Санкт-Петербург и только 5 июня рано утром прибыли в посёлок Рабоче-Островский, откуда на катере по Белому морю переправились на Соловецкий архипелаг.

Соловецкий архипелаг (Соловки), расположенный в северной части Онежского залива Белого моря, включает шесть островов. Мы переправлялись на самый большой из них — Соловецкий. Плыли по морю 3 часа с пением Акафиста Николаю Угоднику и разных молитв.

Во время пути на море был полный штиль. Солнышко ярко светило, море отвечало ему загадочной и завораживающей игрой бликов, и вся эта картина заставляла задуматься, и остров притягивал к себе с какой-то необъяснимой силой.

И вот они Соловки, святые острова. Подплывая к берегу, мы увидели Поклонные деревянные Кресты, которые возвышались на Соловецких берегах, встречая нас, прибывших морем, первых в этом году после начала навигации, паломников. Над Соловками витал дух особой святости.

В чём же тайна притяжения святых островов? На этот вопрос мы получили ответ на первой же обзорной экскурсии по острову. Сказочные стены Соловецкой крепости, зеркальная задумчивость озёр, серые валуны, разбросанные в невероятных количествах на озере. Исключительность Соловков проявлялась во всём: и в переменчивости погоды, и в сильных ветрах, и в необычайно живописных и удивительных ландшафтах природы. Экскурсию для нас проводила прибывшая из Москвы послушница Екатерина. История Соловков буквально заворожила нас.

Мы узнали о том, что известность Соловков связана, прежде всего, со знаменитым Соловецким монастырём. Слава монастыря так велика, что за короткое северное лето Соловки посещает до 20 тыс. паломников.

Основным элементом ландшафта на Соловках является валун. Тысячи лет назад последний ледник затащил на острова огромное количество валунного материала. Монахи этот “тягостный подарок” природы обратили во благо. Валун стал основным строительным материалом для возведения крепости, фундаментов зданий, грандиозных гидротехнических сооружений и разнообразных хозяйственных построек. Хозяйственное освоение островов архипелага проводилось монахами с учётом своеобразия северной природы.

Скиты и пустыни органично вписывались в окружающую местность. Сенокосы и огороды — словно дополняли недостающие элементы ландшафта. Возникала особая гармония человеческого духа и природы.

Основу духовного и культурного наследия Соловков составляют памятники Соловецкого монастыря, который за почти шесть веков своей деятельности создал выдающийся по полноте и разнообразию комплекс оборонительных, жилых, хозяйственных, инженерных и храмовых построек, обеспечивающих полноценную самодостаточную жизнь обители. Большая часть зданий, возведённых во второй половине ХVI века-первой половине XVII века справедливо причислены к шедеврам древнерусского зодчества.

В период с XV по XVII в. монастырь был по существу столицей огромных северо-западных территорий Русского государства, центром духовности и культуры, торговли и ремёсел, обороны Беломорья.

В 1990г. возобновил свою деятельность Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь, с возвращением которого на Соловки связаны многие надежды на улучшение дел и сохранению и использованию историко-культурного наследия архипелага.

На обед нас пригласили в трапезную монастыря, где сытно накормили. После обеда наша группа так быстро и добросовестно помыла за собой посуду, убрала в зале, что трудницы монастыря назвали нас моторными и трудолюбивыми.

Из трапезной через арку мы вышли в уютный дворик и увидели фасад Успенской церкви, северный фасад Никольской церкви. Оттуда мы пошли в Просфорный корпус, где размещались кельи просфорников. Затем зашли в закрытую часть галереи и следуя далее по переходу, мы минули лестницу, ведущую в храм Святителя Николая, монастырскую ризницу и попали на паперть Спасо-Преображенского собора. Осмотрев собор, вышли через главный вход.

Поблагодарив трудницу Екатерину за интересный рассказ, мы отправились в гостиницу для паломников. Некоторым взрослым было определено послушание-труд во славу Божию в обители. Остальные занялись приготовлением ужина в гостиничной кухне. Дети приносили дрова, воду из колодца. Взрослые крошили овощи на борщ. Матушка Светлана быстро развела огонь в печи. Все были “при деле”. Однако спешили. Ждали начала вечерней службы.

Смысл паломничества — раскрыть очи своей души, а для этого необходим труд сердца: покаяние и молитва. В 1700 мы отправились на вечернее богослужение в храм Святителя Филиппа. Храм поразил своей простотой и строгостью одновременно. Здесь было светло, просторно и тепло. В храме почивают святые мощи преподобных Зосимы, Савватия, Германа и Петра — нераздельные под единой сенью. Прославленные за равноподвижное житие, они никогда не разлучались друг от друга в Небесном Царствии, и теперь в своей обители являют нам пример единства в предстательстве за нас ко Господу.

В храме совершалось ежедневное монастырское богослужение. Мы молились Богу, благодарили Его за прожитый день, говорили Ему обо всём, что было у нас на душе. Ведь чувства святости переполняли нас. Мы благодарили Бога за Его премудрость и Его доброту. Ведь Господь устроил так, как нельзя было лучше предвидеть. Мы на Соловках!

Так закончился наш первый день пребывания на острове.

На следующий день в 6 часов утра братия монастыря и мы собрались в храме Святителя Филиппа, где читались утренние молитвы и служился братский молебен преподобным Зосиме, Савватию и Герману. В конце молебна все приложились к открытым мощам преподобных и отправились на послушания.

Взрослые пропалывали клумбы, убирали в монастырской лавке, а дети раскладывали по кулёчкам святыньки: святую воду и святое масло. Все хотели потрудиться во славу Божию. Эконом монастыря отец Иона выразил нам свою благодарность за помощь и мы с лёгкостью отправились в гостиницу. Нас ждала экскурсия на Секирную гору.

Секирная гора так названа в память об Ангелах, высекших здесь жену рыбака. Это место обжито в середине XIX века, тогда же у подножия Секирной горы поставлен был камень с надписью: “На Чудову гору вход женскому полу возбранён по тому случаю, когда преподобные Савватий и Герман жили на сем месте, рыболовы, проживая летом с жёнами под горою, оскорбляли преподобных, чтобы изгнать их из острова. Перст Божий явил чудо. Ангелы в виде двух светозарных юношей изгнали рыболова жену прутьями из горы. На крик ея пришёл преподобный Савватий, коему жена сказала, что Ангелы, изгоняя ея говорили: “Сей остров назначен Богом для иноков.” Это чудо заставило рыболовов оставить остров и благоговеть к преподобным, а женский пол не бывает на этой горе по таинственному страху.”

После устроения Свято-Вознесенского скита на Секирной горе паломницам, по-видимому, разрешено было бывать здесь.

Место для возведения Вознесенского храма было предуготовано Богом по крайней мере за 150 лет до начала строительства. Столпообразный храм возведён “под колоколы”, то есть в верхнем ярусе имел колокольню. Алтарь храма ориентирован на север. Свято-Вознесенский храм поставлен на вершине одной из самых высоких (80 м) на Большом Соловецком острове горы. Это единственная на Русской земле церковь-маяк. Свет от креста помогал плавающим, путешествующим, терпящим бедствие на море. Нижний храм посвящён Ангельским силам: престол освящён в память чуда Архистратига Михаила в Хонех. В среднике запрестольного образа можно видеть грозного Архистратига, изменяющего русло реки и пономаря Архиппа, сидящего при храме. Угловые клейма посвящены вселению на остров преподобных Савватия и Германа, а внизу видны Ангелы, секущие жену. Росписи в нижнем храме были забелены в лагерные времена. Теперь побелка отпадает и открываются лики Архангелов на потолке, икона Божией Матери “Знамение” с предстоящими Зосимой и Савватием на западной стене, лики святых: Феодора Тирона, Алексия Человека Божия, равноапостольного князя Владимира, Михаила Черниговского, Феодосия Черниговского. Верхний храм посвящён Вознесению Господню.

Местоположение этого храма, расположенного между небом и землёй, особенно способствует тому, чтобы в молитве отрешиться от всякого житейского попечения и обратить очи сердечные горе ко Христу.

В 1992 году в присутствии Патриарха Алексия установлен Поклонный Крест в память всех здесь пострадавших. Лестница в 250 ступенек рядом с Крестом напоминает о том, что Крест –“небесная лествица, ступеням святыни наставниче, Христова высота и слава, Божий образ незнаменателен, миру невидимому же и видимому единочестне”. Подав записки, помолившись, поставив свечки, пропев песнопение “Со святыми упокой” мы отправились на территорию ботанического сада.

В середине XIX века в полюбившемся Соловецким архимандритам месте, на вершине холма, из привозной лиственницы строят большой двухэтажный летний дом с мезонином. С его строительством южный склон холма начал обустраиваться и засаживаться специально завезёнными сюда редкими породами деревьев и экзотическими растениями. Сейчас самыми старшими по возрасту являются сибирские кедры и яблони Палласа, которым более ста лет. Так было положено начало будущему ботаническому саду. Позднее здесь появилось множество небывалых для северных широт растений: липа мелколистная, черёмуха, даурский чай, роза морщинистая, бодан толтолистый и другие. С устройством в пустыни воскобелильного завода количество растений ещё более увеличилось. По трубам, проложенным под землёй от печей завода, тепло подавалось в парники, в которых выращивались арбузы, дыни, персики. Здесь же была цветочная оранжерея.

В настоящее время коллекция ботанического сада насчитывает около ста видов растений из Средней Европы, Сибири, Средней Азии и даже Северной Америки.

Украшением Макарьевой пустыни стала лиственничная аллея, ведущая к дому архимандрита, посаженная заключёнными в 1933 году.

От экскурсовода мы узнали о том, что впервые на средней высоте холм, расположенный между двумя большими озёрами, обратил внимание архимандрит Макарий и в 1822 г. поставил там две пустынные кельи. Одна из келий была предназначена для настоятеля, а в другой проживала братия. Отсюда пошло и название места — Макариева пустынь.

Есть в Макариевой пустыни часовня во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. И история её такова. После войны 1854 года, в которой Соловецкая обитель героически отразила жестокое нападение англичан, на горе возле Креста была поставлена небольшая деревянная часовня во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. И гора, на которой стоит часовня названа Александровской горой.

Пропев тропарь Александру Невскому , мы спустились с Александровской горы и отправились в гостиницу. Чувства необъяснимые, которые надо пережить самому, переполняли нас. Прогулка по Соловецкому острову придала нам благодатной силы к благодушному терпению, сняла тяготы, накопившиеся от суеты мирской. Вечером на богослужении мы молились об отце Петре, который благословил нас в эту поездку, о матушке Светлане, которая заботилась о нас, молились о мире в семье, за близких друзей, о знакомых как здравствующих, так и почивающих.

Умиротворённостью, спокойствием, безмятежностью, способностью отойти от дневных забот, с благоговейными чувствами, с духом кротости и послушания, молитвами вечерними и последованием ко Святому Причащению мы закончили второй день пребывания на Соловках. Мудро поступают те, кто, достигнув святых мест, дорожат здесь каждой минутой, каждым священнодействием Церкви, чтобы употребить их во благо своей души, привлечь на себя благодать, даруемую свыше. Благо нам, если прося о своих нуждах, благодаря Господа за Его милости, молясь о родных и близких, мы сумели излить всё горе нашей томящейся души. Покаянные молитвы не будут отвергнуты здесь милосердным Господом. И вот в сознании своей виновности и безответственности перед Богом утром на третий день мы шли на исповедь. На исповеди батюшка сказал, что стыдиться каяться нечего, надо стыдиться делать грехи. По благоговейно-трепетном принятии Святых Таин каждый из нас стремился решительно переменить свою жизнь. Получив благословение, после утреннего богослужения мы отправились в Филиппову пустынь. От некогда благоустроенной пустыни, расположенной в двух верстах от монастыря, на возвышенном месте у небольшого Игуменского озера, сохранился лишь келейный корпус XIX века.

Это место связано с памятью о Митрополите Филиппе, который, ещё будучи простым иноком, избегал “даже и тени славы земной, боясь, как бы ради неё не лишиться Царства Небесного.” С благословения игумена молодой инок немало лет провёл в пустыни, и позднее, став игуменом, Филипп удалялся сюда из обители для уединённой молитвы. Когда царь Иоанн Грозный повелел игумену Филиппу отправиться в Москву, он, не желая расставаться с Соловецкой обителью, просил у Господа вразумления, как поступить. По преданию, во время усердной молитвы ему было видение Христа Спасителя, в терновом венце и оковах, с окровавленным Ликом. Филипп принял решение следовать по крестному пути Христову. На месте чудесного явления из земли истекли струи чистой ключевой воды. В 1565 году в память об этом игумен Филипп поставил над святым источником часовню и сделал для неё деревянное резное изображение страждущего Спасителя. В 1854 году над источником Святителя Филиппа была построена и освящена церковь в честь иконы Божией Матери “Живоносный Источник.” В церкви было поставлено резное деревянное изображение Спасителя в терновом венце, каким видел Его Святитель Филипп, а святой источник находился под алтарём церкви.

В 1920-е годы Филиппова пустынь была разорена и опустошена. В 2002 году 30 августа в Филипповой пустыни был установлен Поклонный Крест, изготовленный в монастырской мастерской. Крест несли на руках до пустыни и установили по традиции в деревянном срубе, на том месте, где стоял храм. Источник сохранился, сейчас над ним устроен колодец. Пропев тропарь Кресту, выпив святой водички из колодца, мы возвращались в гостиницу и осознавали, что труд нашего хождения за море не напрасен. Узнав житие игумена Филиппа, историю Филипповой пустыни, безмолвно общаясь с нетронутой цивилизацией природы мы понимали: здесь, на Соловках, Господь принимает всех. Наших сердец коснулась благодать. Подлинным чудом Соловков являются озёра. Их множество, более шестисот: больших и малых, разных по форме, различных по глубине. Соединенные в XVI веке водопроводными каналами, а позднее, в XIX веке-судоходными каналами, озёра производят неизгладимое впечатление.

Возвращаясь из Филипповой пустыни в гостиницу, мы любовались видом монастыря, отражающегося в Святом озере. Само Святое озеро было очищено и расширено при игумене Филиппе, а чтобы наполнить его водой, была устроена система каналов, соединяющих 52 озера. И сейчас виден питьевой канал, питающий Святое озеро. Считается, что вода Святого озера полезна от многих недугов. Как же было нам не окунуться?! Вечером мы совершили “цельбоносное купание во телесное здравие и душевное спасение.” 8 июня был для нас днём знакомства с островом Анзером и днём прощания с Соловками. Все три дня мы молились и просили Господа о том, чтобы попасть на остров. Переменчивая погода, приливы и отливы, “тяжёлые” волны-всё могло в одно мгновение нарушить наши ожидания. Но детская молитва сильна! Подъём в 6 утра. Небо ясное, спокойно, но уверенно поднимается солнце- явный признак штиля. На Анзер мы добрались на катере, где молились Николаю Чудотворцу о даровании нам благополучного плавания.

Когда подплыли, то обнаружили, что случился отплыв и нас на лодке, по очереди, переправили на берег.

Если Соловки — Святая земля, то Анзер — Святая Святых, земное Небо, место предызбранное быть селением угодников Божиих. Анзер — место благословенное, находящееся под особым покровительством Божией Матери. Здесь, на оторванном от мира кусочке земли, на протяжении многих веков жили и трудились иноки-пустынножители. И труд сей во славу Господа поразительно гармонировал с природой. Только монахи могли строить скиты и дороги, осушать болота под сенокосы и пастбища, соединять озёра каналами и сооружать причалы, использовать природу для своих нужд, сохраняя при этом первозданную красоту этих мест и не оскверняя чудо творения Божия. Почти весь Анзер покрыт лесами. Особенно хороши многовековые сосновые боры. Безлесные участки- это либо болота, которых насчитывается около ста семидесяти, либо напоминающие тундру территории, расположенные на мысах. С каждым шагом меняются живописные пейзажи острова. Сочетание лесистых холмов, озёр и болотных низин, открытых пространств, устланных разноцветным ковром мхов и лишайников, каменистых обрывистых берегов создаёт уникальную ландшафтную мозаику. Основоположником пустынножительства на Анзерском острове считается преподобный Елеазар (имя его в переводе с древнееврейского означает “Божия помощь”).

Как по Соловецкой-то дороженьке все идут те православные Все идут да удивляются и крестам все поклоняются. Все идут да потихонечку, будто по золоту да по серебру, да по хорошему жемчугу. Они идут да медом-те напиваются, сахаром-те насыщаются. Как сине море да разливается, камешки да рассыпаются. Как на каменном на острове стоит церковь соборная, соборная да богомольная. Во церкви да во соборной почивают угодники Зосима, Савватий и Филипп, и Герман, Там монахи да хорошие по лесам расходятся да Богу молятся, все схимники да пустынники. Приходили те странники из дальней дороженьки, Поспешали во святую обитель вместе с раннею зарею.

Пройдя по основной дороге, увидели справа тропинку к девятиметровому поклонному Кресту, установленному братией Соловецкого монастыря 25 июня 1994 года в день Всех святых в земле Российской просиявших. От Креста открывается вид на Голгофу. Таким образом, Голгофский скит устроился во образ Иерусалима: в поднебесье гора Голгофа, под горой деревянная церковь Воскресения Христова- Гроб Господень, а холм с Крестом представляет из себя поклонную гору. Примечательно, что Голгофа Иерусалимская и Голгофа Анзерская находятся на одном меридиане: 36 градусов восточной долготы. Помолившись у Креста о упокоении всех прежде почивших отцев и братий здесь подвизавшихся, и о упокоении всякой души, в лютую годину безбожия здесь конец принявшей, направляемся к Голгофе.

Под горой нас встретил деревянный храм Воскресения Христова, поставленный на месте явления Пресвятой Богородицы и преподобного Елеазара преподобному Иову. В 2004 году была написана большая икона с изображением этого явления. У южной стены (справа от входа) рака с мощами преподобного Иова. Мы здесь совершили молебен. Поднимаясь по пологой дороге на Голгофу, мы свернули на тропинку, идущую по восточному склону. Чуть не доходя до бывшего келейного корпуса, мы увидели слева берёзу-крест. В советское время все поклонные Кресты уничтожались, но Голгофа без Креста остаться не могла. Господь сотворил чудо: выросла крестообразная берёза. Все замерли от восхищения, стоя на вершине и созерцая красоту этой поднебесной земли. Мы покинули Голгофу все чуть изменившиеся и умиротворённые.

В 2002-2004 годах в Голгофо-распятском скиту были проведены обширные восстановительные работы. Стены и своды храма были укреплены, были восстановлены главы, поставлены Кресты. Божия благодать приходит незаметно. Пришло время прощаться с Анзером. Двинулись по основной дороге к озеру. В памяти всплывали благолепие монастырской службы, стройное братское пение, иконы, святые мощи преподобных и всё это невольно трогало душу и наполняло тихой радостью наши сердца, притекших в эту святую обитель.

Доплыли до Соловков благополучно. В бухте Благополучия нас ожидал катер.

С Соловками трудно прощаться. Хотелось сказать как апостол Пётр на Фаворе: “Господи, хорошо нам зде быти!” И кто может исчислить, сколько в этом благочестивом путешествии получено сердечной отрады, духовного назидания и благодатной силы к благодушному терпению жизненных скорбей!

Так возблагодарим Господа за то, что мы увидели,какие подвиги совершены были здесь ради Господа, что мы побывали в местах, где произнесено столько молитв. Да не умалятся эти молитвы угодников Божиих о нас. Поклонимся их святым мощам, и ещё раз попросим их помощи и ходатайства:

“Преподобные отцы наши Соловецкие, молите Бога о нас.” Паломничество наше продолжалось. Впереди нас ждали остров Валаам, города Ярославль, Кострома, Годеново, Сергиев Посад, Дивеево, Муром, Владимир, Белгород со святыми местами, новыми чувствами и впечатлениями. Мы набирали опыт паломничества, учились молиться и каждый из нас верил в то, что эта поездка не последняя, что это начало нашего светлого,полезного для нас паломнического пути. Особые слова благодарности хочется сказать настоятелю храма отцу Петру и руководителю Воскресной школы матушке Светлане за организацию, материальную поддержку и помощь в поездке. Низкий поклон Вам и многая лета.